Математическое развитие детей дошкольного возраста: планирование и содержание работы

15 Июл 2012, Автор: admin

Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития. Математика – особый язык описания окружающего мира. Усвоение языка  требует соблюдения двух главных условий: деятельного контекста и общения с компетентными носителями языка – в данном случае ими являются окружающие ребенка взрослые. Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование элементарных математических представлений возможно только при условии целенаправленной деятельности  взрослых с ребенком в специально созданной математической среде.

Предлагаем Вашему вниманию фрагменты тематического планирования и содержания вариативной программы дошкольного образования «Математический лабиринт» (старшая группа), подготовленной воспитателями дошкольных образовательных учреждений г. Оренбурга в рамках курсов стажировки по проекту «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» (Гетьман Е.В., МБДОУ №109; Комкина О.В., МБДОУ №110; Логинова Л.В., МБДОУ №171).

Отличительной особенностью программы является внедрение национально-регионального компонента в процесс математического развития детей дошкольного возраста, что позволяет детям изучать математику в органичной связи с окружающим, способствует приобщению дошкольников к общечеловеческой и национальной культуре. Кроме того, построение содержания с учетом национально-регионального компонента помогает детям осваивать способы познания окружающей действительности, повышает интерес детей к математике и делает науку личностно-значимой.

1. Тематическое планирование образовательной работы по программе

2. Содержание программы

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми программы, формируемой участниками образовательного процесса  ориентированно на развитие интеллектуальных качеств детей. Своеобразие подхода при разработке программы состоит в том, что совместная деятельность участников образовательного процесса планируется по определенным разделам – это способствует лучшему усвоению материала. Программа дополнительного образования включает в себя 6 модулей:

Количество и счет:

Тема 1.«В гостях у друзей». В ходе совместной деятельности дети закрепляют понятие: соотношение количества предметов с цифрой, считают (счет количественный и порядковый), называют  соседей числа, решают задачи на увеличение и уменьшение числа, загадки-шутки, ребусы. В рамках деятельности проводятся игры: пальчиковая игра, «Исправь ошибку художника».

Тема 2. «Математика в сказках». Содержание совместной деятельности: дети выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 10, находят место натурального числа в числовом ряду, решают загадки-шутки, ребусы, шарады, знакомятся с математическими стихотворениями.

Тема 3.«Космическое путешествие». Содержание совместной деятельности: закрепляют счет в пределах 10 (прямой и обратный), изучают состав числа 10 из двух меньших чисел, находят последующее, предыдущее число, проводится графический диктант, проводятся игры: «Кто запомнит»,«Дроби».

Тема 4. «Математическая тропинка». Содержание совместной деятельности: дети упражняются в счете от 1 до 10,  классифицируют  и обобщают предметы по признакам, решают задачи, проводятся игры: «Четвертый – лишний», «Рассели жильцов»

Тема 5. «Собираем урожай». Дети упражняются в количественном счете, делят предметы поровну, проводится игровое упражнение «Дорисуй листья на деревьях», игра «Отгадай загадку».

Тема 6.«Путешествие в Цветочный город «Незнайка и друзья». Содержание совместной деятельности: учить детей порядковому и количественному счету используя сказочных героев, закрепить цифры в пределах 10, запоминать простейшие математические понятия слева, справа, впереди, сзади, чтение стихотворений о цифрах. Игры: «Разноцветные вагончики»,«Посмотри и сравни».

Знакомство с геометрическими фигурами:

Тема 1.«Сказка о геометрических фигурах». Содержание совместной деятельности: закрепляют  умение различать геометрические фигуры по форме, цвету; учится называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам; отгадывают загадки; конструируют из геометрических фигур; проводится игра «Чудо-цветики».

Тема 2. «Волшебные ступеньки». Содержание совместной деятельности: учатся на ощупь определять геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие, шершавые; развивают мелкую моторику рук. Проводятся игры: «Волшебный мешочек», «Подбери ключ».

Тема 3. «Прямоугольник и квадрат». Содержание совместной деятельности:дети учатся «читать» и описывать геометрические фигуры с помощью знаков, отгадывают загадки, проводится игра «Поле чудес».

Тема 4. «Волшебные фигуры». Содержание совместной деятельности: знакомятся с признаками прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры,  сравнивают, отгадывают загадки о геометрических фигурах, иллюстрируют геометрическую сказку.

Тема 5. «Украшаем елку». Содержание совместной деятельности: проводится в виде игры-соревнования (проводятся игры «Кто запомнит», «Дроби», «Рассели жильцов»).

Тема 6. «Лабиринт». Содержание совместной деятельности: закрепляют  знания о геометрических фигурах, находят геометрические фигуры по описанию, делят целого на части (пазлы), решают ребусы, отгадывают загадки. Проводятся игры: «Наведи порядок», «Допиши правильно».

Величина:

Тема 1. «Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Содержание совместной деятельности: знакомятся с понятиями «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий», решают самостоятельно математические задачи. Проводятся игры: «Отгадай загадку»,«Исправь ошибку художника», физкультминутка «Считай и делай».

Тема 2. «Деление предмета на части». Содержание совместной деятельности: делят предмет на две, четыре части; учатся понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; решают самостоятельно математические задачи. Проводятся игры: «Подарки Деда Мороза», «Дорисуй и напиши правильно»,«Учимся делить круг»,«Раздели правильно»

Тема 3. «Понятия «высокий», «низкий». Содержание совместной деятельности: закрепляют понятия «высокий», «низкий»; используют в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще пониже», «самая низкая»; «низкая», «повыше», «еще повыше», знакомятся с крылатыми выражениями. Проводятся игры: «Отгадай загадку», «Дорисуй правильно», физкультминутка «Зайцу холодно сидеть».

Тема 4. «Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький». Содержание совместной деятельности: использование в речи определения «большой», «помень­ше», «самый маленький»; самостоятельное решение учебной задачи. Проводятся игры: «Отгадай загадку», «Исправь ошибку художника», «Рисуем кошку из треугольников»

Тема 5. «Кто где живет». Содержание совместной деятельности: упражняются в количественном счете, учатся устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой. Проводятся игры: «Соедини правильно», «Отгадай загадку», «Подбери пару».

Тема 6. «Путешествие в сказку «Колобок». Содержание совместной деятельности: считают в пределах 10, сравнивают предметы разной величины, решают логические задачи. Проводятся игры: «Закончи предложение», «Подбери пару», физкультминутка «Клен».

Ориентировка во времени:

Тема 1. «Сутки». Содержание совместной деятельности: знакомятся с понятиями сутки, части суток, учатся устанавливать различные временные отношения. Проводятся игра «Когда это бывает?», физкультминутка «Один, два, три, четыре».

Тема 2.  «Четыре лебедя». Содержание совместной деятельности: чтение мате-матической сказки, отвечают на вопросы, знакомятся с пословицами. Проводятся игры: «Отгадай загадку»,  «Исправь ошибку художника»

Тема 3. «Сегодня, завтра, и вчера». Содержание совместной деятельности: чтение стихотворения, определяют время по часам. Проводится игра: «Отгадай загадку».

Тема 4. «Радуга недели». Содержание совместной деятельности: закрепляют знания о порядке следования дней недели, слушают отрывки из стихотворения «Веселая неделька», рисуют радугу.  Проводится игра: «Радуга-дуга».

Тема 5. «Катя и время». Содержание совместной деятельности: знакомятся с месяцами, порядке следования друг за другом, учатся отличать неделю от года. Проводятся игры: «Отгадай загадку», «Исправь ошибку художника», «Кто внимательный?»

Тема 6. «Месяцы».  Содержание совместной деятельности: чтение сказки «Времена года», повторение месяцев. Проводятся игры: «Отгадай загадку», «Исправь ошибку художника», «Кто внимательный?»

Ориентировка в пространстве

Тема 1. «Гуси-лебеди». Содержание совместной деятельности: учатся на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, закрепляют навыки счета, ориентируются на математической карте, закрепляют пространственные отношения. Проводятся игры: «Хорошо-плохо», «Наведи порядок», «Не промочи ног».

Тема 2. «Поход в цирк». Содержание совместной деятельности: проводится в форме игры – соревнования. Проводятся игры: «Назови соседей», «О чем говорят числа», «Чудесные кольца».

Тема 3. «Весна пришла». Содержание совместной деятельности: ориентирование на листе бумаги, повторение геометрических фигур, учатся делить предметна равные доли, решают логическую задачу. Проводятся игры: «Хорошо-плохо», «Наведи порядок», «Не промочи ног».

Тема 4. «Математическая тропинка». Содержание совместной деятельности: ориентирование на листе бумаги, решают логические задачи. Проводятся игры: «Что лишнее», «Замочек».

Тема 5 «Сюрприз». Содержание совместной деятельности: ориентирование на листе бумаги, решают логические задачи.  Проводятся игры: «Назови соседей», «О чем говорят числа»,  «Чудесные кольца».

Тема 6. «Веселые приключения». Содержание совместной деятельности: ориентирование на листе бумаги, решают логические задачи. Проводятся игры: «Сделай узор», «Муравейник», «Назови соседей».

Логические задачи:

Тема 1, 5. «Логические задачи на установление закономерностей». Содержание совместной деятельности: решение задач на установление закономерностей, знакомство с пословицами, заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Проводятся игры: «Сосчитай и нарисуй», «Закрась правильно», физкультминутка «Смелый солдатик».

Тема 2. «Логические задачи на установление несоответствия». Содержание совместной деятельности: решение  задач на анализ и синтез, физкультминутка «Ловкий Джек». Проводятся игры: «Отгадай и запиши», «Посчитай и напиши».

Тема 3, 6. «Логические задачи на анализ и синтез». Содержание совместной деятельности: решение логических задач на анализ и синтез, задания со счетными палочками, Проводятся игры: «Отгадай загадку», «Считай, закрашивай», «Закрась правильно».

Тема 4. «Логические задачи на анализ и синтез предмета сложной формы». Содержание совместной деятельности: решение логических задач на анализ и синтез предмета сложной формы, работа со счетными палочками, физкультминутка «Прыгать заинька горазд». Проводятся игры: «Кто за кем»,  «Дорисуй цветок».

При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми  используются следующие формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Предложенная программа и методика ее реализации дают возможность широко использовать следующие формы работы: проектная и исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседу, а также метод практических заданий, что способствует интеллектуальному развитию, а значит, дети будут подготовлены к дальнейшему обучению в школе.