Организованная образовательная деятельность «Страницы книжной истории» (познавательное развитие)
04 Янв 2018, Автор: adminПояснительная записка к занятию «Страницы книжной истории»
Занятие по познавательному развитию предназначено для детей старшей группы. Занятие составлено в соответствии с образовательной программой «МБДОУ «Детский сад № 7 «Теремок».
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Мультимедийный ряд: презентация «Путешествие по странам», песок, береста, глиняные дощечки, заострённые палочки, иллюстрации с образцами иероглифов на камне, ткань, кисти, гуашь, бумага, выставка книг разного жанра: сказки, энциклопедия, журналы.
Занятие построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности.
Время проведения: 25 минут.
Цель: Формирование ценностного отношения к книге в процессе изучения истории зарождения книги.
Образовательные задачи:
Формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, историй, действий.
Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств различных природных материалов
Активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь (иероглифы, летописцы, жрецы)
Развивающие задачи:
Развивать творческое воображение, интерес во время выполнения практического задания (рисование на песке, воде, глине, умение наносить элементарные изображения с помощью заострённой палочки)
Воспитывающие задачи:
Расширять интерес к истории человечества на примере письменности и появления книг.
Для достижения цели используются методы и приемы
Методы формирования сознания:
беседа (о зарождении книг в разные времена)
Предоставление возможности выражения собственного мнения о книгах (для чего они нужны, какими бывают)
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
наглядность; (презентация)
Методы стимулирования поведения (поощрение);
Методы здоровье сбережения, сохранения и укрепления здоровья (физминутка)
Метод исследовательский: рисование заостренными палочками на песке, глине, воде, рисование на ткани.
Содержание занятия обеспечивает развитие личности во всех пяти направлениях развития дошкольников: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
С помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности. Занятие начинается с загадки о книге, которая пробуждает интерес и мотивацию детей на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой. Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Объём материала занятия и сложность информации учтены с возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации. Этапы занятия логически взаимосвязаны между собой. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы.
В содержательной части дети выполняют практическую работу по экспериментированию с помощью рисования заостренной палочки, педагог предлагает детям написать на песке, глине, воде, ткани любые символы, и сделать вывод на каком природном материале сохраняется лучше информация. Путешествие по странам для того, чтобы узнать, как рождались книги в других странах (Китай «шелковые книги»; Древний Египет «глиняные книги»; Древняя Русь «книги на бересте»). Воспитатель создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
На рефлексивно-корригирующем этапе дети с помощью воспитателя обобщают результаты деятельности.
Детям педагог задает несложные вопросы, заставляющие логически мыслить и давать анализ своей работе. Как вы думаете, сможем мы с вами создать свои книжки? О существовании каких книг мы сегодня узнали на занятии? Как можно сохранять информацию в наше время?
В процессе образовательной деятельности осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).