Организованная образовательная деятельность «Страницы книжной истории» (познавательное развитие)

04 Янв 2018, Автор: admin

Пояснительная записка к занятию «Страницы книжной истории»

Занятие по познавательному развитию предназначено для детей старшей группы. Занятие составлено в соответствии с образовательной программой «МБДОУ «Детский сад № 7 «Теремок».

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Мультимедийный ряд: презентация «Путешествие по странам», песок, береста, глиняные дощечки, заострённые палочки, иллюстрации с образцами иероглифов на камне, ткань, кисти, гуашь, бумага, выставка книг разного жанра: сказки, энциклопедия, журналы.

Занятие построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

Принцип психологической комфортности.

Время проведения: 25 минут.

Цель: Формирование ценностного отношения к книге в процессе изучения истории зарождения книги.

Образовательные задачи:

Формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, историй, действий.

Стимулировать  познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств различных природных материалов

Активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь (иероглифы, летописцы, жрецы)

Развивающие задачи:

Развивать творческое воображение, интерес во время выполнения практического задания (рисование на песке, воде, глине, умение наносить элементарные изображения с помощью заострённой палочки)

Воспитывающие задачи:

Расширять интерес к истории человечества   на примере письменности и появления книг.

Для достижения цели используются методы и приемы

Методы формирования сознания:

беседа (о зарождении книг в разные времена)

Предоставление возможности выражения собственного мнения о книгах (для чего они нужны, какими бывают)

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

наглядность; (презентация)

Методы стимулирования поведения (поощрение);

Методы здоровье сбережения, сохранения и укрепления здоровья (физминутка)

Метод исследовательский: рисование заостренными палочками на песке, глине, воде, рисование на ткани.

Содержание занятия обеспечивает развитие личности во всех пяти  направлениях развития дошкольников: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

С помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности. Занятие начинается с загадки о книге, которая  пробуждает интерес  и мотивацию детей на предстоящую деятельность, создает соответствующий  эмоциональный настрой. Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Объём материала занятия и сложность информации учтены с возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации. Этапы занятия логически взаимосвязаны между собой. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы.

В содержательной  части дети выполняют практическую работу по экспериментированию с помощью рисования заостренной палочки, педагог предлагает детям написать на песке, глине, воде, ткани любые символы, и сделать вывод на каком природном материале сохраняется лучше информация. Путешествие по странам для того, чтобы узнать, как рождались книги в других странах (Китай «шелковые книги»; Древний Египет «глиняные книги»; Древняя Русь «книги на бересте»).  Воспитатель  создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

На рефлексивно-корригирующем этапе дети с помощью воспитателя обобщают результаты деятельности.

Детям педагог задает несложные вопросы, заставляющие логически мыслить и давать анализ своей работе. Как вы думаете, сможем мы с вами создать свои книжки? О существовании каких книг мы сегодня узнали на занятии?  Как можно сохранять информацию в наше время?

В процессе образовательной деятельности осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).