Образование взрослых через эколого-субкультурные практики. Часть 2

09 Мар 2012, Автор: admin

В части 1 статьи по данной теме мы уже отмечали, что модернизационные изменения всех сфер жизни требуют развития новых способов образования взрослых, ориентированных на развитие личности, творческой инициативы, навыка пользования  информационными полями, формирования универсального умения ставить и решать задачи. В связи с чем актуальным становится обращение к активным методам обучения, в основе которых лежит развитие познавательных навыков обучаемого, умения самостоятельно конструировать свои знания и критически мыслить.

Возвращаемся к вопросу образования взрослых на курсах повышения квалификации и рассмотрим подробнее значение некоторых практик, организуемых в учебном процессе КБПК.

Большой интерес вызывает у слушателей вопрос формирования представлений у дошкольников о природе средствами мультфильмов. Мультфильмы – одно из средств формирования элементарных представлений у дошкольников о многообразии мира природы и воспитания этического и эстетического отношения к ней. Преимущественно средствами мультфильмов можно решать воспитательную этико-эстетическую задачу, в меньшей степени – научно-образовательную.

Малыши играют в героев любимых мультфильмов, говорят их языком, мультпространство стало детской субкультурой. Во многих мультфильмах советского периода природа показана одушевленной, живой. Герои вписаны в природу, и зачастую границы между героями и природой не существует. Объекты природы часто являются субъектами. «Детям сложно отличить вымысел от реальности, для них все любимые герои живые и настоящие» [5, c. 36].

Экологические представления, которые могут формироваться у дошкольников через просмотр мультфильмов советского периода, в которых в какой-либо форме активно фигурирует природа, можно разделить на следующие группы:

1) Элементарные знания о мире природы (названия живых существ, их основные характеристики; представления о том, как они выглядят); а также представления о человеке и человеческом обществе через образы животных. Человеческие ценности через героев-животных представлены в таких мультфильмах, как «Мама для мамонтенка», «Деревянные человечки», «Котенок по имени Гав», «Высокая горка», «Лесная хроника» и др.

2) Знания о природе, о функциях различных представителей природного мира. В ряде мультфильмов ребенку предлагается познакомиться с новыми животными, насекомыми, растениями, получить новые знания о взаимосвязях в мире природе, пищевых цепочках и т.д. ( «Записки Пирата» «Сказочка про козявочку»). Данные мультфильмы можно использовать перед беседой с дошкольниками на экологическую тему: для чего нужно каждое животное? В каких взаимосвязях находятся живые существа? Что будет, если исчезнет какое-либо животное, насекомое, птица? Таким образом, эти мультфильмы не только расширяют знания ребенка об окружающем мире, но и поднимают важные и острые экологические проблемы, которые можно после просмотра обсуждать с детьми. В таких беседах можно формировать и укреплять экологические ценности, закладывая фундамент экологически компетентной личности (А.Ф. Лалетина).

3) Живая, одушевленная природа; природа как субъект взаимодействия («Земляничный дождь», «Дудочка и кувшинчик», «Грибок-теремок»). У детей формируется представление о разумности природы, о возможности взаимодействия с ней. Кроме того, формируется установка жить в гармонии с окружающим миром и беречь его, поскольку природа тоже является нашим домом.

4) Красота природы и эстетическое отношение к ней. Некоторые мультфильмы показывают самоценность природы, ее красоту («Паровозик из Ромашково»).

5) Дружба природы и человека. В некоторых мультфильмах показана реалистичная картина дружбы природы (чаще всего, животных или птиц) и человека («Боцман и попугай», «Варежка» и др.). Так у детей закладываются ценностные гуманные и эмоциональные отношения к животным.

Таким образом, в ряде советских мультфильмов исследователями (Д.А. Адам, А.Ф. Лалетина) найден богатый материал для формирования элементарных экологических представлений у дошкольников, таких как первичные знания об окружающем мире, понимание сложности этого мира, его ценности и красоты, а также необходимости взаимодействия между миром природы и человеком. Этот материал достаточно разнообразен, но всегда природа и ее представители выступают как носители ценности, одушевленные и красивые, готовые на контакт с человеком.

Не меньший интерес проявляют слушатели при подготовке творческих отчетов с использованием мультимедийных презентаций по актуальным вопросам экологического воспитания дошкольников.

В последнее время в образовательный процесс ДОУ активно внедряются информационные технологии. Появляется дополнительный учебный материал, видеофильмы, в сети Интернет существует множество образовательных сайтов, число которых быстро увеличивается. Но наблюдается нехватка дополнительного (особенно наглядного) материала. Выход видится в создании педагогами собственных мультимедийных компьютерных презентаций, слайд-фильмов или фото-фильмов.

Мультимедийные презентации не сложны в изготовлении, но очень информативны, наглядны, позволяют свести воедино разнообразную информацию: видео, аудио, текстовую, графическую и т.д., что позволяет реализовать в процессе обучения принцип визуальной доступности окружающих природных объектов и процессов.

В качестве примера можно привести презентацию на тему «Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания детей», созданную педагогами МДОУ №21 г. Оренбурга

Работая в микрогруппах, слушатели нашли интересное решение вопроса сопровождения презентациями чтения художественной литературы природоведческого характера

Слушателями были созданы презентации по темам: «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского эксперементирования», «Национальный фольклор как средство формирования экологической культуры у дошкольников», «Проблема нравственного воспитания в экологическом образовании дошкольников», «Проектный метод в экологическом образовании дошкольников» и др.

Мультимедийные презентации создаются по отдельным темам не только педагогами, но и детьми, совместно с родителями, что говорит о высокой познавательной активности обучающихся. Свои и детские работы педагоги представляют на практических занятиях и предметно-методическом экзамене. С одной из таких работ «Времена года. Весна» можно познакомиться перейдя по ссылке.

Просмотр фото-фильма сопровождается беседой-комментарием к каждому кадру. Вы можете познакомиться с примером такой беседы.

Таким образом, создание слайд-фильмов позволяет восполнить нехватку наглядного материала по ознакомлению с природой на современном, интересном для дошкольников уровне. Кроме того, такая работа представляет собой еще и взаимодействие ДОУ с семьей на современном уровне.

С большим энтузиазмом изучают слушатели вопросы экологизации педагогического процесса и создания эколого-развивающей среды в ДОУ. На занятиях проводим анализ передового педагогического опыта, составляем экологический паспорт дошкольного учреждения, разрабатываем рекомендации по организации системы экологического образования в детском саду.

В процессе данной работы педагогам необходимо:

— тезисно расшифровать каждое из направлений экологического образования на примере собственного детского сада;

— указать, какая модель организации экологического образования подходит для ДОУ и обосновать свое мнение;

— указать, что нужно сделать для повышения эффективности работы ДОУ в области экологического образования.

Для составления экологического паспорта ДОУ педагогам предлагается следующая форма (по Н.А. Рыжовой):

— Экологическая ситуация (общая характеристика района, характеристика непосредственного окружения учреждения).

— Характеристика территории учреждения (общие данные, почвы, животный и растительный мир, зонирование территории, загрязнение территории).

— Характеристика здания (характеристика самого здания, оформление помещений, живой уголок и экологическая комната).

— Влияние учреждения на окружающую среду (использование воды и энергии, отопление, отходы и химические вещества).

— Профессиональная и методическая подготовка (программы и методики, кадры, литература, дидактические материалы, основные направления работы, связь с другими организациями).

— Дополнительные сведения.

— Выводы и рекомендации.

Сегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют ее. Появившись впервые как объект для взрослых и школьников, этот элемент развивающей предметной среды стал очень популярным в дошкольных учреждениях, так как помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Однако большинство слушателей (86 процентов) отмечают недостаток теоретических знаний и практических навыков в области создания экологической тропы в ДОУ, поэтому данный вопрос очень актуален и востребован. Часто возникают вопросы: «С чего начать создание тропинки?», «Каким должно быть ее содержание?», «Как создать систему экологических троп?». Эколого-субкультурные практики позволяют найти ответы на эти и многие другие вопросы.

На лекционных и практических занятиях слушателям необходимо разработать «Паспорт экологической тропинки», которая должна представлять собой достаточно короткий маршрут, пригодный для неторопливой прогулки, но, в то же время, быть информационно насыщенной.

Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. На занятиях слушатели составляют картосхему экологической тропинки, дают краткое описание ее видовых точек и один-два примера заданий для детей, определяют, какие видовые точки возможно выделить на тропе на территории ДОУ или в лесопарке и описывают их. Объединившись в микрогруппы, педагоги разрабатывают методику работы с дошкольниками на разных видовых точках («Сосна», «Рябина» «Пень», «Елочки-сестрички». Например, точка «Рябина»: биологические особенности, места произрастания, название дерева, рябина и животные, рябина в русском фольклоре, использование растения, загадки, приметы, стихи о рябине). Также на занятиях разрабатываются конспекты экскурсий-прогулок, походов по экологической тропинке. Слушатели определяют цель, оборудование и материалы, вопросы и задания для детей, игры, темы для наблюдения и экспериментов.

Немаловажное место на занятиях занимает обсуждение вопросов взаимосвязи игры и экологического образования. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы – чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, поскольку, управляя содержанием игры, включая в ее сюжет определенные роли, воспитатель может тем самым программировать определенные положительные эмоции. А опыт переживания положительных эмоций очень важен: только посредством его и можно воспитывать положительное отношение к деятельности.

В основу одного из последних вариантов классификации детских игр С.Л. Новоселова закладывает категорию «инициативы», исходящей из субъектов игры. В связи с этим речь может идти о трех классах игр.

Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей; они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. (Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные).

Второй – игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые). Дети перенимают их от взрослых, но, освоив, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса.

Третий — традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса. Среди этих видов выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимозависимость в природе, почувствовать свое отношение к живому, они имеют большой познавательный заряд: «Тонет — не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Бегите ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.

Сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Ветеринарная поликлиника». Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируют правильное, гуманное отношение к миру животных. Принимая на себя игровую роль, ребенок проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям.

Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры: «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки-корешки» и др.

Большое значение в экологическом образовании и воспитании имеют автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, учебно-предметные дидактические игры. Они оказывают помощь в освоении детьми окружающего мира, решают сложные познавательные задачи экологического образования в интересной для детей форме («Угадай правило», «Что растет в лесу?», «Угадай, какой ты зверь?», «Школа игрушечных кроликов», «Природа и человек», «Пирамидка», «Зоологическое лото»).

Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе и ее обитателях: «Звери, птицы, рыбы», «Фруктовый салат», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин».

Музыкальные игры позволяют активизировать слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал. «Времена года», «Какой сегодня день?» — позволяют обозначить и объяснить природные явления. Это могут быть и такие игры: «Что за птица прилетела?», «Какое море?» и др.

К интеллектуальным можно отнести игры: «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Приготовь лекарство», «Вся земля». Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы. Следующим видом игр можно считать забавы и развлечения. К ним относятся викторины, конкурсы-аукционы, конкурсы-марафоны и др. Они расширяют кругозор, учат обмениваться информацией. Празднично-карнавальным играм тоже можно придать экологический уклон. В них дети легко выразят свое отношение к явлениям природы, углубят свои представления о них («Сбор урожая», «Новогодний карнавал», «Золотая осень»).

Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников: Масленица, Закликание жаворонков, Проводы зимы. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты.

Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает желтым?», «Какие цветы красного цвета?», «Мягкий, колючий».

Несмотря на столь большое разнообразие игр, в которые можно заложить экологическое содержание, педагоги отмечают, что в экологическом образовании дошкольников чаще всего используются дидактические игры, реже сюжетно-ролевые и практически не используются подвижные, театрализованные, музыкальные.

На лекционных и практических занятиях в процессе курсовой подготовки слушателям предстоит ответить на вопросы:

1.    В чем состоит сущность игры как метода экологического образования?
2. Дайте классификацию игр, используемых в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
3.    Какие творческие игры используются в экологическом образовании детей дошкольного возраста?
4.    Приведите примеры дидактических и подвижных игр. Какова методика использования игр с правилами в экологическом образовании детей дошкольного возраста?
5.    Охарактеризуйте игры с природным материалом и природоведческим сюжетом в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
6.    Какие игры и упражнения на развитие чувственного восприятия детей дошкольного возраста вы знаете?
7.    Каково место игр в работе с детьми разного возраста?
8.    Подготовьте дидактические игры для использования в работе с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.

Итак, категория культурных практик повседневности охватывает все культурное поле, в том числе фольклор, самодеятельность, акционное поле современного искусства и т. д. Используя данный концепт, мы получаем возможность переключить наше внимание на пребывание индивида в разных социокультурных координатах, порождающих сложный комплекс ценностно-смысловых установок, знаково-символическую систему и формирующиеся на их основе способы коммуницирования, поведенческие, а также художественные практики.

Литература

1. Ядрышникова, Л. Г. Культурные практики повседневности: к вопросу о методологических принципах изучения [Текст] / Л.Г. Ядрышникова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 53. – С. 194-202.
2. Зебзеева, В.А. Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании : диссертация на соиск. учен. степ. доктора пед. наук : (13.00.07) [Текст] / Зебзеева Валентина Алексеевна. – Екатеринбург, 2009. – 425с.
3.  Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования (Самобытность детства). — 2007. — №3. — С.79-108.
4.  Козырева, С.П. Организация развивающего образовательного пространства для детей 5-6 лет [Текст] / С.П. Козырева // Новые ценности образования (Самобытность детства). — 2007. — №3. — С.135-141.
5.  Адам, Д.А. Формирование у дошкольников представлений о мире природы как духовной ценности средствами современного искусства [Текст] / Д.А. Адам // Экологическая педагогика: сборник научных статей по материалам XI Международной конференции. Екатеринбург. 19-20 апреля 2005 г. Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. – 396 с., С. 34-43.