Выступление на педагогическом совете «Гуманизация деятельности современного ДОУ»

15 Янв 2014, Автор: admin

Сегодняшнее образование в условиях модернизации характеризуется гуманизацией и предполагает гуманитарную ориентацию педагогической деятельности. Все большее значение приобретает контекст профессиональных тенденций в системе «человек-человек», который был задан уже достаточно давно трудами таких классических педагогов-гуманистов как Ф. Нитхаммер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.

Гуманитарность становится сегодня сущностной характеристикой современного педагогического мышления. Однако в практике мы наблюдаем, что образовательный процесс в ДОУ зачастую продолжает ставить своей целью достижение или реализацию задачи, связанной с ежедневными утилитарными потребностями педагогического коллектива: подготовка к проверкам и педсоветам, отчет об экспериментальной деятельности, аттестация педагогических кадров, проведение открытого мероприятия, диагностика и т.д.

За всеми перечисленными формами работы исчезает основное — ребенок, на которого непосредственно направлена педагогическая деятельность. Обозначенная позиция свидетельствует о наличии противопоставления образовательного процесса ДОУ и собственно педагогической деятельности педагога, которая должна быть направлена на расширение сферы взаимодействия «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «родитель-ребенок». Это одно из свидетельств дегуманизации жизнедеятельности в системе дошкольного образования.

Академик Ю.В. Сенько одной из причин подобной тенденции называет «неподготовленность большинства учителей к работе в новой образовательной парадигме и предлагает следующее определение гуманитаризации педагогического образования — «превращенная форма» принципов природо- и культуросообразности, т.е. сообразности, соответствия природе человеческого». Подлинный процесс гуманитаризации образования обеспечивается не только предметным содержанием, но и способами его развертывания, адекватными гуманитарной природе самого знания и процесса образования.

Содержательная сторона деятельности педагога дошкольного учреждения определяется прежде всего ее предметом и в этом смысле она метапредметна. Исходя из представлений о гуманитарном характере педагогической деятельности, педагог (как ее субъект) имеет дело с детьми, педагогами, родителями как другими субъектами этого процесса. М.М. Бахтин определяет «предмет гуманитарных наук как выразительное и говорящее бытие». Чтобы «педагогическое бытие» стало выразительным и говорящим не только для педагога, но и для ребенка, оно должно актуально им переживаться. Большинство педагогов (и педагоги-дошкольники не исключение) настроены на «знаниевую» парадигму в области дошкольного образования, что в большей степени соответствует детям школьного возраста. Наблюдения показывают, что даже игра постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку все больше родителей озадачены не полноценным развитием личности ребенка-дошкольника, соблюдением его прав на детство, игру, а его хорошей подготовкой к школе.

По мнению большинства взрослых, детство необходимо ребенку для того, чтобы как следует подготовиться к системному усвоению знаний, которое осуществляется школой, колледжем, вузом и т.д. При этом чувства детей не загружены, душевные качества не развиваются и не рассматриваются как критерии подготовки к взрослой жизни. Дети лишены возможности накапливать личный положительный эмоциональный опыт в повседневной жизни и активно его переживать.

Чтобы ребенок был включен в процесс педагогической деятельности как активно действующий субъект, важно организовать условия для создания у него личного положительного опыта. Опыт — совокупность реальных ситуаций, которые ребенок активно переживает. Но, как правило, дети получают негативной опыт, а педагоги, как и родители, дезорганизованы, поскольку не знают, на какой опыт им ориентироваться и как создать условия для приобретения детьми положительного личного опыта жизнедеятельности.

Возможность самореализации у ребенка появляется во время активной творческой деятельности, которая, как констатируют исследователи детства, постепенно становится «заорганизованной» и нередко теряет былую привлекательность для детей.

Дегуманизированный образ жизни продолжает разрушать современное пространство детства, и взрослые не в состоянии сегодня остановить этот процесс. Подобные кардинальные изменения пространства мира детства формируют приоритетный принцип развития ДОУ в новых социокультурных условиях — это наличие базовых ценностных ориентации гуманистической деятельности: личность ребенка, личность педагога, детство как самоценность и права ребенка.

Гуманизация деятельности ДОУ включает ряд определенных условий, создающих оптимальный психологический климат для организации взаимоотношений, взаимодействия, сотрудничества субъектов образовательного процесса (М.Н. Берулава, Л.А. Горшунова, Н.Б. Пугачева и др.).

Основными компонентами гуманизма, представленными в жизнедеятельности ДОУ, является опора на общечеловеческий опыт поведения людей, выраженный формами человеческого общежития (сотрудничество, взаимопонимание, честность, терпимость, благодеяние) и закрепленный в оценочно-нормативных понятиях (добро, зло, совесть, честь, счастье).

Фундаментом духовного развития личности является усвоение элементарных норм человеческого общежития:

— неприкосновенность личности, чужих и общественных вещей, трудовое обслуживание самого себя, этикет и товарищеское отношение к людям, бережное отношение к природе и продуктам человеческого труда, учение и общение с искусством, верность заветам предков;

— единство цели и выработанных средств, заключающееся в соблюдении «золотого правила» нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступили по отношению к тебе;

— нравственная культура личности педагога, характеризующая его готовность к самосовершенствованию, развитие гуманных качеств педагогов и детей.

Духовное развитие совершается в процессе духовно-практической деятельности человека, через интеллектуальное усилие, эмоциональное напряжение, реально-практические связи ребенка с миром, ценности которого и раскрываются для субъекта благодаря этим усилиям и за счет их. Активность личности, ее хотя бы в минимальной доле эмансипированность от других, осознаваемое ею волеизъявление — первейшее условие становления и развития личности.

Гуманность — такое отношение к человеку, когда он является самоценностью, когда его уважают как отдельный мир, когда, сочувствуя ему, желают и совершают благо для него; создание условий для разностороннего проявления и гармонизации развития всех способностей личности ребенка-дошкольника.

Нравственность ребенка — субъективно свободное выявление им своего гуманного отношения к людям. Там где страх, принуждение — не может быть нравственности, лишь свободное волеизъявление детей как соучастие, сопереживание, содействие другому человеку свидетельствует об их нравственности.

Претворение в жизнь ДОУ обозначенных компонентов гуманизма определяют Концепцию его деятельности, состоящую из таких подсистем как:

гуманизация деятельности ДОУ и обеспечение образовательного процесса;

психолого-педагогические методы управления в деятельности руководителя учреждения и учет уровней гуманизации жизнедеятельности ДОУ.